В системе Альфа Центавра A замечены потенциально пригодные для жизни экзопланеты

Этот широкоугольный вид неба вокруг яркой звезды Альфа Центавра был создан из данных обзора Digitized Sky Survey 2. Авторы и права: ESO / Digitized Sky Survey 2 / Davide De Martin.

Согласно новому исследованию, ближайшая к нам звёздная система может содержать по крайней мере две потенциально пригодные для жизни планеты.

В 2016 году учёные обнаружили мир размером примерно с Землю, вращающийся вокруг Проксимы Центавра, части трёхзвёздной системы Альфа Центавра, которая находится в 4,37 световых годах от Земли. Планета, известная как Проксима b, находится в обитаемой зоне – диапазоне расстояний от звезды, на котором вода может существовать на поверхности планеты в жидком виде. Позже была обнаружена вторая планета, Проксима с, которая также вращается вокруг звезды, но находится дальше на орбите, за пределами обитаемой зоны.

Однако об истинной обитаемости Проксимы b ведутся серьёзные споры, особенно учитывая, что её родительская звезда – красный карлик. Эти звёзды, наиболее часто встречающиеся в Млечном Пути, маленькие и тусклые, поэтому их обитаемые зоны расположены очень близко – на самом деле настолько близко, что находящиеся там планеты имеют тенденцию быть приливно заблокированными, то есть они всегда обращены одной и той же стороной к своей звезде, так же, как Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Кроме того, красные карлики часто вспыхивают, особенно когда они молоды, поэтому неясно, могут ли их миры, находящиеся в обитаемой зоне надолго удерживать свою атмосферу.

Иллюстрация, показывающая поверхность планеты Проксима b, вращающейся вокруг Проксимы Центавра. Альфа Центавра AB также видна, правее и выше. Проксима b немного массивнее Земли, а её орбита лежит в обитаемой зоне звезды. Авторы и права: M. Kornmesser / ESO.

Однако две другие звезды в системе Альфа Центавра похожи на Солнце – пара, называемая Альфа Центавра A и B, вместе составляет двойную систему. Согласно новому исследованию, опубликованному вчера (10 февраля) в журнале Nature Communications, в зоне обитания Альфа Центавра A может существовать планета.

В исследовании представлены результаты проекта Near Earths in the Alpha Cen Region (NEAR), проекта стоимостью 3 миллиона долларов, возглавляемого Европейской южной обсерваторией (ESO) и Breakthrough Watch, программой, которая ищет потенциально похожие на Землю миры вокруг ближайших звёзд.

Поиск кандидатов

Исследователи занимались поиском планет в обитаемых зонах Альфа Центавра A и B с помощью Очень Большого Телескопа (ESO) в Чили. Команда модернизировала VLT с помощью нескольких новых технологий, в том числе теплового коронографа, инструмента, предназначенного для блокирования света звезды и позволяющего обнаруживать тепловые сигнатуры планет.

Проанализировав 100 часов данных, собранных NEAR в мае и июне 2019 года, учёные обнаружили тепловой отпечаток в обитаемой зоне Альфа Центавра A. Сигнал потенциально соответствует миру примерно размером с Нептун, вращающемуся на орбите между 1 и 2 астрономическими единицами (AU) от звезды.

Ближайшая к нам звёздная система Альфа Центавра. Авторы и права: X-ray: NASA/CXC/University of Colorado/T.Ayres; Optical: Zdeněk Bardon/ESO.

Но эта планета ещё не подтверждена, поэтому пока она остается кандидатом.

Проверка может занять некоторое время и потребует участия и изобретательности более широкого научного сообщества.

И, если мир в системе Альфа Центавра А действительно существует, возможно, он не одинок.

Больше информации: