Коричневые карлики это звёзды или планеты?

Коричневый карлик в представлении художника. Авторы и права: NASA / ESA / JPL.

Коричневые карлики заполняют “пробел” между звёздами и планетами – двумя очень разными типами астрономических объектов. Но вопрос о том, как именно они формируются, остаётся открытым. Астрономы из Гейдельбергского университета вероятно смогут ответить на этот вопрос. Они обнаружили, что звезда ν Ophiuchi в Млечном Пути вращается вокруг двух коричневых карликов, которые, по всей вероятности, образовались вместе со звездой из газопылевого диска, как это происходит в случае с планетами. Результаты исследований были опубликованы в Astronomy & Astrophysics.

Коричневые карлики вращаются вокруг одной звезды или путешествуют в одиночестве на бескрайних просторах Млечного Пути. Они, по крайней мере, в 13 раз тяжелее, чем планета Юпитер, чего достаточно для генерации энергии посредством ядерного синтеза. Однако они недостаточно массивны, чтобы сжигать водород в своих ядрах и, следовательно, излучать собственный свет. Тепло, которое они продолжают излучать после образования, – это та подсказка, по которой астрономы могут определить их местонахождение. Подсчитано, в Млечном Пути может существовать около 100 миллиардов коричневых карликов. Тем не менее, остается неясным вопрос о том, как они образуются – являются ли они неудавшимися звёздами или же суперпланетами.

Недавние открытия, сделанные в Центре астрономии Гейдельбергского университета (ZAH), могли бы дать ответ на этот вопрос. Профессор Андреас Квирренбах (Andreas Quirrenbach) и его команда в Кенигштульской государственной обсерватории ZAH, проанализировали изменения лучевой скорости звезды ν Ophiuchi. Используя телескопы в США и Японии, астрономы Гейдельберга измеряли скорость движения звезды на протяжении 11 лет. Масса звезды немного больше, чем в два с половиной раза превышает массу Солнца, и находится примерно в 150 световых годах от Земли в созвездии Змееносца (Ophiuchus).

Коричневые карлики это звёзды или планеты?

Коричневый карлик с облачной атмосферой в представлении художника. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech.

Исследователи заметили определённую закономерность в измерениях, похожую на ту, которая обусловлена вращением планет или двойных звёзд, что обычно не является чем-то необычным. Но в этом случае углубленный анализ данных выявил нечто экстраординарное: по-видимому, на орбите ν Ophiuchi находится два коричневых карлика с периодом обращения примерно 530 и 3185 дней, что ставит их в резонансную конфигурацию 6:1. Итак, коричневый карлик, ближайший к ν Ophiuchi, совершает вокруг своей звезды ровно шесть оборотов, в то время как другой, более отдалённый коричневый карлик, завершает только одну орбиту.

Это открытие проливает свет на эволюцию коричневых карликов. Развиваются ли они исключительно как нормальные звёзды в межзвёздных облаках, или они могут также образовываться в так называемом протопланетном диске из газа и пыли, который окружает родительскую звезду в ранней фазе её формирования?

“Резонанс 6:1 является сильным показателем для последнего сценария”, – объясняет профессор Квирренбах. “Только в таком случае орбиты развивающихся коричневых карликов могут приспособиться к устойчивому резонансу в течение миллионов лет”.

Это то, что предлагает обширный динамический анализ возможных конфигураций системы Ophiuchi. Эта суперпланетная система является первой в своем роде, а также первым верным признаком того, что коричневые карлики могут формироваться в протопланетном диске. Исследователи надеются, что другие подобные открытия, когда-нибудь позволят им выяснить, сколько из неудавшихся звёзд на самом деле являются более массивными братьями и сёстрами Юпитера и Сатурна.