Исследователи наблюдают магнитное поле, генерируемое остатком сверхновой 1987A

Иллюстрация сверхновой SNR 1987A. Авторы и права: ALMA / ESO / NAOJ / NRAO / Alexandra Angelich, NRAO / AUI / NSF.

Обнаружение радиального магнитного поля во внутреннем кольце SNR 1987A – остатке сверхновой, обнаруженной три десятилетия назад, даёт представление о ранних стадиях эволюции сверхновых и космическом магнетизме внутри них.

SN 1987A – это результат взрыва звезды, которая была примерно в 20 раз массивнее Солнца.

Эта сверхновая была обнаружена 23 февраля 1987 года в близлежащей карликовой галактике – Большом Магеллановом Облаке, находящейся на расстоянии около 164 000 световых лет.

Это была первая сверхновая, которую можно было наблюдать невооруженным глазом, после той, которую наблюдал Иоганн Кеплер более 400 лет назад.

За три десятилетия, прошедшие с момента обнаружения SN 1987A, материал, выброшенный взрывом, а также ударная волна, выходили наружу в виде газа и пыли, которые окружали звезду, прежде чем она взорвалась.

Сегодня, когда мы смотрим на SNR 1987A, мы видим расширяющееся и светящееся кольцо материала.

Используя телескоп ATCA в Paul Wild Observatory, профессор Брайан Гаенслер (Bryan Gaensler) и соавторы наблюдали магнитное поле, изучая излучение, исходящее от объекта.

Анализируя свойства этого излучения, они смогли отследить магнитное поле.

Исследователи обнаружили, что магнитное поле остатка не было хаотичным, и уже имело определённую упорядоченность.

“Обнаруженный магнетизм примерно в 50 000 раз слабее, чем у магнита на вашем холодильнике”, – сказал профессор Гаенслер, директор Института астрономии и астрофизики им. Данлэпа в Университете Торонто.

Астрономы знали, что, по мере того, как остатки сверхновых эволюционируют, их магнитные поля растягиваются и выстраиваются в упорядоченные структуры.

Таким образом, новое наблюдение показало, что остаток сверхновой может навести порядок в своём магнитном поле за относительно короткий период времени, всего в тридцать лет.

Линии магнитного поля Земли направлены от одного полюса к другому, что заставляет компас указывать на них.

Для сравнения, линии магнитного поля SNR 1987A похожи на спицы велосипедного колеса, выходящие из центра остатка.

“По мере того, как SNR 1987A продолжает расширяться и развиваться, мы будем наблюдать за формой её магнитного поля, чтобы увидеть, как оно меняется”, – сказал профессор Гаенслер.

Результаты исследования будут опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.

Больше информации: https://arxiv.org/