Фаэтон: астероид или комета?

Синий астероид (3200) Фаэтон в представлении художника. Авторы и права: Heather Roper / University of Arizona.

Причудливый синий ледяной объект, который проявляет свойства как кометы, так и астероида, а, кроме того, может являться источником метеорного потока Геминиды, в прошлом году совершил близкий пролёт мимо Земли, предоставив тем самым астрономам возможность беспрепятственно изучить себя. В результате исследователи обнаружили, что астероид ещё более странный, чем предполагалось ранее.

Астероид (3200) Фаэтон – это необычная космическая скала имеющая нетипичный для таких объектов синий цвет и чрезвычайно эксцентричную орбиту, которая приближает объект к Солнцу, а затем выводит его далеко за орбиту Марса. Один такой оборот вокруг нашей звезды длится около 1,4 земных лет и такая орбита более характерна для комет, но не для астероидов.

Однако, хоть Фаэтон и движется как комета, он не похож на неё. Когда кометы приближаются к Солнцу, они образуют облако, известное как “кома” и длинный хвост из газа и пыли. Фаэтон, однако, всегда выглядит как крошечное пятнышко, плавающее в космическом пространстве.

16 декабря 2017 года астероид Фаэтон совершил свой самый близкий подход к Земле с 1974 года, пройдя в пределах 10,3 миллионов километров (6,4 миллионов миль) от нашей планеты. Именно поэтому, астрономы в обсерваториях по всему миру воспользовались предоставленной возможностью, чтобы узнать больше о том, что это за объект и откуда он взялся.

Тедди Карета (Teddy Kareta), аспирант Университета Аризоны, который являлся частью международной команды исследователей, представил результаты своей работы 23 октября. Карета и его коллеги наблюдали близкий подход Фаэтона используя инфракрасный телескоп НАСА в обсерватории Мауна-Кеа на Гавайях и телескоп Тиллингхаста на горе Хопкинс в Аризоне.

Один из полученных результатов может опровергнуть существующую теорию о происхождении Фаэтона. Ранее астрономы предполагали, что Фаэтон является фрагментом гораздо большего астероида Паллада. Однако альбедо Паллады примерно в два раза больше, чем альбедо Фаэтона.

Исследователи также обнаружили, что поверхность Фаэтона одинаково синяя в любой точке, что означает, что объект был “равномерно выжжен” Солнцем. Карета сказал, что синий цвет Фаэтона указывает на то, что скала подверглась интенсивному нагреву. Во время приближения к Солнцу, поверхность Фаэтона разогревается до 800 градусов по Цельсию (1500 градусов по Фаренгейту), в результате чего металлы там начинают плавиться.

Фаэтон: астероид или комета?

DESTINY+ – зонд новой миссии по исследованию межпланетной пыли, который планируется запустить в 2022 году. Авторы и права: JAXA.

Фаэтон, вероятно, больше похож на астероид, чем на комету, но он обладает качествами обоих типов объектов. У него нет комы и хвоста, характерных для комет, но он формирует крошечный пылевой хвост при приближении к Солнцу.

Результаты нового исследования будут полезны астрономам Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), которые в настоящее время планирует миссию к Фаэтону. Миссия называется DESTINY+, а её запуск планируется в 2022 году.

DESTINY+ посетит Фаэтон и ряд других околоземных объектов, чтобы дать возможность астрономам понять, каким именно образом пыль выбрасывается из такого рода объектов. Это может объяснить наличие крошечного пылевого хвоста Фаэтона. Кроме того, DESTINY+ может помочь учёным выяснить, чем на самом деле является Фаэтон: астероидом, кометой или чем-либо ещё.