В данных “Свифта” обнаружена нейтронная звезда

Четыре вспышки в системе MAXI J1957 + 032. Авторы и права: Beri et al., 2019.

Наблюдения, проведённые с помощью космического телескопа “Свифт” (НАСА), позволили получить более полное представление о природе компактного компонента в двойной системе с малой массой, названной MAXI J1957 + 032. Результаты этих наблюдений, опубликованные 1 апреля на сайте arXivOrg, свидетельствуют о том, что в системе находится нейтронная звезда.

Обычно рентгеновские двойные состоят из нормальной звезды или белого карлика, переносящего массу на компактную нейтронную звезду или чёрную дыру. Основываясь на массе звезды-компаньона, астрономы делят их на рентгеновские двойные с низкой массой (LMXB) и рентгеновские двойные с большой массой (HMXB).

В случае MAXI J1957 + 032 (другое обозначение IGR J19566 + 032) природа его компонентов всё ещё точно не известна, в то время как в некоторых исследованиях даже предполагается, что это система тройной звезды. Предыдущие наблюдения показали, что MAXI J1957 + 032 находится в нашей галактике Млечный Путь с оценками расстояния от 6500 до 26 000 световых лет от Земли, и классифицируется как рентгеновская двойная с низкой массой.

MAXI J1957 + 032 наблюдался телескопом “Свифт” во время его вспышек в 2015 и 2016 годах. По словам команды астрономов во главе с Ару Бери (Aru Beri) из Индийского института образования и исследований (IISER), эти наблюдения, дополненные данными инструмента MAXI на Международной космической станции, могли бы ответить на вопрос о том является ли компактный объект в этой системе чёрной дырой или нейтронной звездой.

В данных “Свифта” обнаружена нейтронная звезда

Плотная нейтронная звезда, поглощающая вещество своего компаньона. Авторы и права: University of Southampton.

Изучая вспышки в системе MAXI J1957 + 032, команда Бери обнаружила, что спектры смягчаются по мере увеличения светимости, отмечая также, что наблюдаемое значение степенного индекса находится на уровне около 2,5. В частности, они обнаружили, что, в то время как степенной индекс обычно увеличивается со временем, поглощённый поток 0,5-10 кэВ уменьшается, что ясно показывает антикорреляцию между степенным индексом и наблюдаемым потоком.

Учёные добавили, что измеренное значение степенного индекса по сравнению с другими LMXB с нейтронной звездой предполагает наличие такой звезды в MAXI J1957 + 032, так как в других слабых системах этого типа это значение может достигать 3.0 единиц.

Кроме того, сценарий нейтронной звезды также подтверждается наблюдаемым тепловым излучением в рентгеновских спектрах MAXI J1957 + 032. Согласно статье, полученные значения радиуса чёрного тела очень похожи на те, которые были обнаружены в других системах, содержащих нейтронные звёзды.

В целом, астрономы пришли к выводу, что, в случае, если расстояние до MAXI J1957 + 032 составляет около 13 000 световых лет, то система действительно таит в себе нейтронную звезду. Однако они подчеркнули, что имеющиеся в настоящее время данные не позволяют им окончательно установить, содержит ли эта система нейтронную звезду или чёрную дыру.