Спустя 45 лет межзвёздный зонд “Вояджер-2” всё ещё продолжает своё путешествие

Художественное изображение космического зонда “Вояджер”. Авторы и права: NASA / JPL.

20 августа 1977 года, 45 лет назад, необычный космический зонд покинул эту планету, отправившись в путешествие, не похожее ни на что другое. “Вояджер-2” собирался впервые показать нам, как выглядят внешние планеты Солнечной системы крупным планом. Это было всё равно, что отправить муху в Нью-Йорк и попросить её отчитаться.

“Вояджер-1” был запущен 5 сентября, после запуска “Вояджера-2”. К корпусу каждого “Вояджера” была прикреплена золотая пластинка с приветствиями, звуками, изображениями и музыкой с Земли.

Космические зонды были очень похожими, но у них были разные траектории и научные инструменты. В то время как оба пролетели мимо Юпитера и Сатурна, “Вояджер-1” затем ускорился и отправился в межзвёздное пространство. “Вояджер-2” задержался, чтобы совершить единственный визит к ледяным гигантам, Урану и Нептуну.

Разноцветные миры

Прибыв к Урану в 1986 году, “Вояджер-2” обнаружил бледные сине-зелёные облака и возможное “тёмное пятно”, что позже было подтверждено космическим телескопом Хаббл. Было зафиксировано, неожиданное, магнитное поле. Десять новых спутников были обнаружены, в том числе серый, покрытый кратерами Пак, и два новых угольно-чёрных кольца.

Три года спустя “Вояджер-2” достиг Нептуна и отправил домой изображения бирюзовых облаков, закручиваемых ветрами со скоростью до 18 000 км/ч. Большое тёмное пятно грифельно-серого цвета указывало на бурю диаметром с Землю. Самый большой спутник, Тритон, покраснел от метанового льда и извергал гейзеры замороженного азота.

Спустя 45 лет межзвёздный зонд “Вояджер-2” всё ещё продолжает своё путешествие

Это изображение Урана было составлена из снимков, полученных 17 января 1986 узкоугольной камерой “Вояджер-2”. Космический аппарат находился в 9,1 миллионе километров. Авторы и права: NASA / JPL.

С тех пор ни один космический зонд не посещал эти далёкие миры.

Сообщения в будущее

Ещё больше, чем эти взгляды на далёкие ледяные планеты, людей очаровывает в миссиях “Вояджеров” их знаменитые золотые пластинки. Комитет во главе с дальновидным астрономом Карлом Саганом работал более года собрая материалы для представления планеты Земля. Музыка привлекает наибольшее внимание как своего рода плейлист для Вселенной, но это не единственная изюминка.

Один из звуков Земли – изготовление каменных орудий. Это самая долговечная технология, которую изобрели предки людей, она используется уже около 3 миллионов лет. На протяжении большей части человеческого существования звук удара камня о камень, ежедневно был слышен в каждом сообществе.

На записи слышны удары камня на фоне сердцебиения.

На одном из 116 изображений чернокожая учёная в лабораторном халате склоняется над микроскопом, из её ушей изящно спадают многоуровневые серьги. Серьги были предметом некоторых споров: узнает ли будущий инопланетный зритель понятие “ювелирные изделия”? Была надежда, что это изображение вместе с микрофотографией деления клеток, поможет зрителям понять, что микробиология была известна на нашей планете.

Спустя 45 лет межзвёздный зонд “Вояджер-2” всё ещё продолжает своё путешествие

Позолоченный диск, закреплённый на корпусе “Вояджера”. Авторы и права: NASA.

Люди записывали сообщения на 55 языках. Некоторые из них являются древними языками, такими как аккадский и хеттский, не звучащий на Земле тысячи лет. Чаще всего используются слова “привет”, “мир” и “друг”. Приветствие на португальском языке, произносимое Джанет Штернберг, гласит просто: “Мира и счастья всем”.

Долгое прощание

Наконец, в 2018 году “Вояджер-2” присоединился к “Вояджер-1” за гелиопаузой, где солнечный ветер встречается с ветром из межзвёздного пространства. Наша галактика имеет диаметр около 100 000 световых лет, а “Вояджер-2” сейчас находится на расстоянии чуть менее 18 световых часов от Земли.

Оба космических зонда посылают сигналы, которые проходят между планетами и улавливаются тремя антеннами, которые всё ещё работают: Тидбинбилла, Голдстоун и Мадрид.

Прежде чем они смогут по-настоящему уйти, “Вояджерам” придётся пройти через облако Оорта, обширную тёмную сферу ледяных объектов, окружающих Солнечную систему.

Постепенно системы “Вояджера-2” отключаются чтобы тратить как можно меньше энергии. Но когда-нибудь в 2030-х её не останется вовсе.

Спустя 45 лет межзвёздный зонд “Вояджер-2” всё ещё продолжает своё путешествие

Космический аппарат “Вояджер-2”, запуск которого был осуществлён в 1977 году. Авторы и права: NASA.

Даже после того, как “Вояджер-2” прекратит передачу, он не будет полностью отключён. Период полураспада плутония-238 в его ядерном источнике энергии составляет 87,7 года.

Культурное значение

Постоянная бомбардировка частицами пыли будет постепенно разрушать поверхности “Вояджера-2”. Однако его золотая пластинка должна быть хотя бы частично разборчивой даже через 5 миллиардов лет.

Земля, изображённая на золотой пластинке, вероятно, будет неузнаваема уже через пару сотен лет. Космический зонд и записи превратятся во фрагментарные археологические записи.

Хотя Золотые пластинки бесконечно увлекательны, истинное культурное значение “Вояджеров” заключается в их местонахождении. Космические зонды являются пограничными маркерами, показывающими физическую степень взаимодействия человека со Вселенной.

Когда зонды прератят передавать данные, кто пойдёт по их пути?