Первая жизнь во Вселенной могла зародиться на углеродных планетах

Алмазная экзопланета в представлении художника. Авторы и права: Shim / ASU / Vecteezy.

Наша планета состоит из железного ядра и силикатных пород, которые окружены тонким слоем, в котором сосредоточена вся жизнь. Однако первые потенциально обитаемые миры, вероятно, довольно сильно отличались по своему составу от Земли. Недавние исследования показали, что планеты, сформировавшиеся в ранней Вселенной, состояли по большей части из графита, карбидов и алмазов. В настоящее время астрономы могут обнаружить эти “углеродные” миры наблюдая за редким классом звёзд известным как CEMP.

“Наша работа показывает, что вокруг звёзд содержащих даже небольшую долю углерода могут сформироваться планеты”, – говорит ведущий автор исследования и магистрант Гарвардского университета Натали Мэшан (Natalie Mashian). “У нас есть веские основания полагать, что основой для инопланетной жизни на таких планетах также, как и на Земле будет выступать углерод, что в свою очередь даёт неплохие шансы для возможности существования жизни в ранней Вселенной”.

Изначально Вселенная состояла в основном из водорода и гелия, и в ней практически отсутствовали химические элементы, такие как углерод и кислород, необходимый для жизни в том виде в котором мы её знаем. Только после того, как первые звёзды взорвались как сверхновые и дали возможность сформироваться второму поколению звёзд зарождение жизни на планетах стало возможным.

Мэшан в своей кандидатской диссертации рассмотрела конкретный класс старых звёзд, которые известны как богатые углеродом и бедные металлами звёзды (CEMP). Такого рода звёзды содержат в сто тысяч раз меньше железа, чем наше Солнце, а это является доказательством того, что они сформировались в межзвёздном пространстве до того, как оно было заполнено тяжёлыми элементами.

“Эти звёзды являются своеобразными окаменелостями в нашей Вселенной”, – объясняет Ави Леб (Avi Loeb) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. “Изучая их, мы можем узнать, как формировались планеты, и, возможно, как зародилась жизнь в ранней Вселенной”.

Кроме того что в звёздах класса CEMP не хватает железа и других тяжёлых элементов по сравнению с нашим Солнцем, там ещё обнаружено большее количество углерода, чем можно было бы ожидать, учитывая их возраст. Такое изобилие данного элемента будет вносить свои коррективы в формирование планет. С большого расстояния эти углеродные планеты будет довольно трудно отличить от более похожих на Землю миров, поскольку их массы и физические размеры будут аналогичны. Атмосфера этих необычных миров должна состоять в основном из окиси углерода и метана.

Мэшан и Лоэб утверждают, что поиск планет вокруг звёзд класса CEMP может быть осуществлён с использованием метода транзита. Исследование было принято к публикации в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.