Облако Оорта: ледяная оболочка Солнечной системы

Пояс Койпера и облако Оорта в представлении художника. Авторы и права: NASA.

Считается, что гигантская оболочка, состоящая из ледяных тел, известная как облако Оорта, окружает Солнечную систему. В данной области могут находиться миллиарды и даже триллионы тел, а некоторые из них настолько велики, что считаются карликовыми планетами.

Когда такие объекты взаимодействуют с проходящими рядом звёздами, молекулярными облаками и гравитацией самой галактики, они могут изменить свою траекторию и направится по спирали к Солнцу или наоборот, будут выброшены из Солнечной системы в отдалённые области пространства.

Хотя впервые предположения о существовании такой оболочки были высказаны в 1950 году, её удалённое расположение затрудняет изучение объектов внутри неё.

Идентификация облака Оорта

В 1950 году голландский астроном Ян Оорт предположил, что некоторые кометы, в Солнечной системе прилетают сюда из облака ледяных тел, которое может находиться на расстоянии в 100 000 раз большем, чем расстояние между Землёй от Солнцем, а это около 15 триллионов километров.

В Солнечной системе существует два вида комет. Те, которые характеризуются короткими периодами, порядка нескольких сотен лет и находящиеся в поясе Койпера, а также за орбитой Плутона. И те, периоды которых достигают несколько тысяч лет. Именно последние и находятся в отдалённом облаке Оорта.

Эти два региона отличаются в основном расстоянием и местоположением. Пояс Койпера вращается примерно в той же плоскости, что и планеты, в пределах от 30 до 50 астрономических единиц от Солнца. А облако Оорта – это оболочка, окружающая всю Солнечную систему, и находящаяся в сотни раз дальше.

Кометы из облака Оорта могут удаляться на расстояния вплоть до трёх световых лет от Солнца. И чем дальше они находятся, тем слабее на них влияет гравитация Солнца. Прохождение рядом звёзд и облаков молекулярного газа может легко изменить орбиту этих комет, отбросив их от нашего Солнца или наоборот направив их обратно к нашей звезде. Путь комет постоянно меняется, в зависимости от того, какие факторы на них влияют.

Объекты в облаке Оорта

По оценкам астрономов, около двух триллионов объектов, находящихся в облаке Оорта, состоят в основном из льдов аммиака, метана и воды. Сформированные на первых этапах жизни Солнечной системы эти объекты могут помочь нам лучше понять среду, в которой появилась и развилась Земля.

Когда в 1996 году комета Хякутакэ прошла всего в 15 миллионах километров от Земли, она завершила своё 17000-летнее путешествие из отдалённых районов облака Оорта. Хейл-Бопп – ещё одна долгопериодическая комета, которая прилетела к нам из облака Оорта. Видимая на протяжении почти полутора лет, она находилась в пределах 197 миллионов километров от Земли. Оба этих объекта резко изменили свои траектории после прохождения через внутреннюю Солнечную систему. Считается, что комета Галлея изначально также находилась в облаке Оорта, хотя теперь она относится к поясу Койпера.

Кроме того, учёные обнаружили несколько карликовых планет, которые, по их мнению, являются частью этой отдалённой группы. Самой крупной является Седна, которая, как считается, всего на одну четвёртую меньше Плутона. Седна находится на расстоянии около 13 миллиардов километров от Земли и совершает один оборот вокруг Солнца примерно за 10500 лет. К другим крупным объектам относятся 2006 SQ372, 2008 KV42, 2000 CR105 и 2012 VP113 – кометы размером от 50 до 250 километров). Последним открытием, дополняющим этот список, является объект 2015 TG387, получивший прозвище The Goblin, который впервые был описан в исследовании, опубликованном в 2018 году.