Может ли Земля когда-нибудь покинуть нашу Солнечную систему?

Земля и Млечный Путь. Авторы и права: Guillaume Preat / EyeEm via Getty Images.

В рассказе Лю Цысиня “Блуждающая Земля” (впервые опубликован в китайском журнале “Мир научной фантастики” в июле 2000 года) Цысин описывает сценарий, в котором лидеры планеты соглашаются вытолкнуть Землю за пределы Солнечной системы, чтобы избежать неминуемой солнечной вспышки, которая, как ожидается, уничтожит все планеты земной группы.

Эта история, конечно, является выдумкой автора, но может ли Земля когда-нибудь действительно покинуть Солнечную систему?

“Это очень маловероятно”, – сказал Маттео Чериотти, инженер и преподаватель космических систем в Университете Глазго в Великобритании.

Однако, как объяснил Чериотти, “маловероятно” не означает, что это “невозможно”, и предложил способ, с помощью которого это теоретически можно было бы сделать.

“Земля может быть смещена со своей орбиты под действием массивного межзвёздного объекта, пролетевшего через межзвёздное пространство, вошедшего в Солнечную систему и прошедшего близко к Земле”, – сказал он.

В этом близком пролёте, Земля и объект обменялись бы энергией и импульсом, а орбита Земли была бы нарушена. Если бы объект был быстрым, массивным и достаточно близким, он мог бы вытолкнуть Землю на “орбиту побега”, направив её за пределы Солнечной системы.

Может ли Земля когда-нибудь покинуть нашу Солнечную систему?

Логарифмическая шкала Солнечной системы, гелиосферы и межзвёздной среды. Авторы и права: NASA / JPL.

Тимоти Дэвис, старший преподаватель физики и астрономии Кардиффского университета в Великобритании, согласился с тем, что Земля теоретически может быть вытеснена из Солнечной системы, и имеет собственную гипотезу о том, как это может произойти.

“Планеты в том виде, в каком они существуют сейчас, находятся на стабильных орбитах вокруг Солнца. Однако, если Солнце столкнётся с другой звездой, гравитационные взаимодействия этих тел могут нарушить имеющиеся орбиты и потенциально привести к тому, что Земля будет выброшена из Солнечной системы”, – сказал Дэвис.

Однако Дэвис отметил, что хотя этот сценарий осуществим, крайне сомнительно, что он произойдёт – по крайней мере, в обозримом будущем.

“Такие звездные встречи довольно редки”, – подчеркнул Дэвис. “Например, мы знаем, что звезда Глизе 710, по астрономическим меркам, должна подойти довольно близко к Солнцу примерно через миллион лет, но даже этот пролёт вряд ли повлияет на орбиты планет”.

Хотя маловероятно, что внешние силы вытеснят Землю из Солнечной системы в ближайшее время, может ли человечество создать машину, способную сдвинуть планету с её траектории настолько сильно, что она в конечном итоге будет выброшена?

“Энергия, необходимая для того, чтобы убрать Землю с её орбиты и выбросить её из Солнечной системы, настолько велика – эквивалентна секстиллиону (единица с 21 нулём после неё) мегатонных ядерных бомб, которые взорвутся одновременно, – что это кажется маловероятным”, – отметил Дэвис.

Хотя такое событие маловероятно, что произойдёт, если Земля вырвется за границы Солнечной системы? Какие последствия произойдут, если наша родная планета навсегда погрузится в глубины Вселенной?

“Земля будет летать в межзвёздном пространстве, пока не будет захвачена или поглощена другой звездой или чёрной дырой”, – сказал Чериотти, добавив, что, – “если Земля покинет Солнечную систему, это, вероятно, приведёт к уничтожению большей части – если не всей – жизни на планете”.

Дэвис согласился с тем, что большая часть жизни на Земле не переживёт этого катастрофического перемещения за пределы Солнечной системы.

Если Земля покинет Солнечную систему, очень вероятно, что подавляющее большинство жизни, какой мы её знаем, исчезнет. Почти вся энергия, используемая живыми организмами Земли, исходит от Солнца либо напрямую (например, растения, которые фотосинтезируют) или косвенно (например, травоядные, поедающие растения, и плотоядные, поедающие травоядных).

В таком сценарии чем дальше Земля будет удаляться от Солнца, тем ниже будет становиться её температура. В конце концов наша планета полностью замёрзнет. Единственным оставшимся естественным источником тепла будет распад радиоактивных элементов в земной коре, оставшихся после образования Солнечной системы.

Может ли Земля когда-нибудь покинуть нашу Солнечную систему?

Эта иллюстрация показывает одну из первых стадий слияния нашей галактики Млечный Путь и соседней галактикой Андромеды. Авторы и права: NASA; ESA; Z. Levay and R. van der Marel, STScI; T. Hallas; and A. Mellinger.

Дэвис объяснил, что какая-то жизнь может просуществовать дольше, но в конечном итоге она будет обречена. Некоторые экстремофилы (животные или растения, которые могут жить в экстремальных условиях) могли бы выжить ещё в течении некоторого времени, но сложная жизнь, скорее всего, полностью исчезла бы.

Заглядывая в далёкое будущее, Чериотти добавил, что наша Солнечная система в конечном итоге будет настолько сильно нарушена, что Земля будет либо выбита из неё, либо будет полностью уничтожена.

Учёные знают, что наша галактика столкнётся с Андромедой (ближайшей к нам крупной галактикой) примерно через 4,5 миллиарда лет. Такое крупномасштабное столкновение миллионов звёзд, вероятно, вызовет серьёзные разрушения в Солнечной системе. Кроме того, в ближайшие 5 миллиардов лет Солнце увеличится и поглотит Землю.

Таким образом, хотя Земля в конечном итоге так или иначе покинет Солнечную систему, нам не о чем беспокоиться в течение нескольких миллиардов лет. Вероятно.