Миссия DART показала, что астероид Диморфос сух как кость

Это изображение астероида Диморфос было создано путём объединения последних 10 полнокадровых изображений, полученных камерой DRACO зонда DART. Диморфос ориентирован так, что его северный полюс направлен к верхней части изображения. Авторы и права: Миссия DART.

Спектроскопические наблюдения Очень Большого Телескопа не обнаружили следов воды на астероиде. Через шесть месяцев после того, как миссия DART НАСА на высокой скорости врезалась в астероид, учёные начинают получать более чёткое представление о цели миссии.

Тщательное изучение обломков после столкновения аппарата DART с Диморфосом не обнаружило никаких доказательств наличия водяного льда на астероиде, как показывают новые результаты Европейской южной обсерватории (ESO).

Однако данные MUSE (Multi-Unit Spectroscopic Explorer), инструмента на Очень Большом Телескопе ESO в Чили указывают на различия в размерах частиц в обломках и показывает, как изменилась поляризация света от астероида. Данные могут раскрыть подробности о природе выброса, возникшего в результате удара, отдача от которого дала Диморфосу самый большой толчок.

“До удара мы не знали, чего ожидать”, – сказала Сириэль Опитом из Эдинбургского университета.

Астероиды в основном каменистые и часто удерживаются вместе под действием силы тяжести, но наличие водяного льда на некоторых астероидах остаётся предметом обсуждения. В 2009 году, в ходе наблюдений с помощью Инфракрасного телескопа НАСА на Гавайях было показано, что на поверхности астероида 24 Фемида есть водяной лёд, хотя остаётся неясным, как он там появился. Одна из теорий предполагает, что под поверхностью некоторых астероидов есть слой льда, который мог образоваться, когда астероиды находились дальше от Солнца, прежде чем мигрировать внутрь. Было даже высказано предположение, что астероиды могли доставить воду на нашу планету.

Сириэль Опитом возглавил команду, которая использовала MUSE для поиска любой воды на Диморфосе. Они наблюдали систему Дидима-Диморфоса 11 раз: непосредственно перед ударом и примерно через месяц после него. MUSE может разделить свет от двойного астероида на спектр или радугу цветов, чтобы найти излучение на определённых длинах волн, которое соответствует определённым молекулам. В частности, команда искала в выбросах молекулы воды и кислород, который мог образоваться в результате распада молекул воды после удара. Однако никаких следов воды обнаружено не было. По крайней мере, Диморфос кажется сухим астероидом.

Также в выбросах не было обнаружено следов гидразинового топлива, находившегося на борту DART, или ксенона от его ионного двигателя, хотя, учитывая их малое количество, необнаружение не является неожиданностью.

Тем не менее, наблюдения MUSE позволили проследить эволюцию облака выброса (мусора), выброшенного в результате удара, и, в частности, они помогли определить распределение частиц пыли по размерам сначала в облаке выброса, а затем в хвосте, удаляющемся от астероида.

Когда DART врезался в Диморфос, он выпустил около 900 000 килограммов пыли в космос. Наблюдения VLT-MUSE показали, что быстро движущийся материал удаляется от места удара, а затем, через несколько часов, давление солнечного света воздействует на пыль в сочетании с гравитацией соседнего Дидимоса, заставляя конусообразное облако выбросов скручиваться. Позже, в течение следующих недель, вырос пылевой хвост.

Наблюдения VLT чётко коррелируют с наблюдениями космического телескопа “Хаббл”, которые были выпущены в марте.