Миссия CHEOPS по поиску экзопланет продлена до 2026 года

Европейский космический аппарат CHEOPS ищет экзопланеты. Авторы и права: ESA.

9 марта Европейское космическое агентство (ЕКА) объявило, что CHEOPS продлит свою миссию по изучению экзопланет, которая включает в себя поиск “золотых мишеней” для более глубокого исследования космическим телескопом Джеймса Уэбба (JWST), по крайней мере, ещё на три года, с возможностью продления этого срока до 2029 года.

Запущенный в декабре 2019 года с космодрома ЕКА во Французской Гвиане, CHEOPS (сокращение от “Characterizing Exoplanet Satellite”) предназначен для изучения планет с размерами находящимися в пределах между размерами Земли и Нептуна, когда эти экзопланеты проходят перед своими родительскими звёздами. Но у него были впечатляющие результаты с объектами лежащими далеко за пределами этого диапазона размеров.

Миссия вывела науку об экзопланетах за пределы простого обнаружения к более глубокому исследованию атмосфер этих миров, а также к точному измерению их размера и формы. Затем экзопланеты с интересным атмосферным составом могут быть исследованы более мощными телескопами, такими как, например JWST, а это означает, что CHEOPS играет ключевую роль в нашей охоте за планетами, которые потенциально могут поддерживать жизнь.

“В этом отношении миссия была чрезвычайно успешной”, – заявил глава консорциума CHEOPS Вилли Бенц, почётный профессор астрофизики Бернского университета в Швейцарии. “Точность CHEOPS превзошла все ожидания и позволила нам определить свойства нескольких самых интересных экзопланет”.

Примером вклада CHEOPS в науку стало открытие того, что газовый гигант WASP-103b, впервые обнаруженный в 2014 году, имеет растянутую, сплющенную форму, похожую на форму мяча для регби. Космический аппарат ЕКА узнал об этом в 2021 году, изучив падение яркости, которое вызывает планета, когда она проходит мимо своей звезды.

Сжатая форма WASP-103b считается результатом приливных взаимодействий с её родительской звездой, и это открытие стало первым случаем, когда форма экзопланеты была так чётко определена.

CHEOPS также проводил научные наблюдения ближе к дому. Только в этом году наблюдения с космического телескопа позволили обнаружить, что Квавар, карликовая планета в нашей Солнечной системе, окружена кольцом пыли. Кольцо является исключительным, потому что оно находится дальше от своего родительского тела, чем любое ранее обнаруженное кольцо, что ставит под сомнение теории о том, как формируются такие структуры.

Первоначально планировалось, что основная научная миссия CHEOPS продлится всего три с половиной года, до сентября 2023 года, но ЕКА заявило, что космический аппарат находится в отличном состоянии после более чем трёх лет пребывания на околоземной орбите.

За это время CHEOPS превосходно справился с суровыми условиями космоса, такими как бомбардировка космическими лучами и высокоэнергетическим излучением, в то время как на Земле его операционная группа работала над тем, чтобы космический телескоп оставался в рабочем состоянии во время глобальной пандемии.

У CHEOPS есть ещё много захватывающих возможностей для наблюдений. Например, команда миссии надеется использовать космический аппарат для обнаружения первого экзоспутника – спутника, вращающегося вокруг планеты за пределами Солнечной системы. Экзоспутники трудно обнаружить из-за их сравнительно небольшого размера, но команда CHEOPS считает, что космический телескоп достаточно чувствителен, чтобы сделать такое обнаружение.