Космический телескоп WFIRST

Космический телескоп WFIRST. Авторы и права: NASA.

Wide Field Infrared Survey Telescope (WFIRST) – это космическая обсерватория будущего, которая должна совершить великие открытия в области астрофизики. С мощностями в десятки раз превосходящими мощности знаменитого телескопа “Хаббл”, ожидается, что миссия WFIRST предоставит учёным важные данные о неуловимой тёмной материи и тёмной энергии.

Тёмная материя и тёмная энергия, на долю которых приходится 95% массы Вселенной, озадачивают астрономов на протяжении многих лет. WFIRST должен помочь решить наиболее важные вопросы относительно этих таинственных явлений.

“WFIRST будет обследовать большие участки неба измеряя при этом влияние тёмной материи на распределение галактик во Вселенной. Он также будет наблюдать за отдалёнными сверхновыми типа Iа. Телескоп поможет сделать огромный шаг вперёд в нашем понимании тёмной материи и тёмной энергии”, – сказал Брук Хсу (Brooke Hsu) из Центра космических полетов Годдарда (штат Мэриленд).

WFIRST разрабатывается в Годдарте, при участии Лаборатории реактивного движения (JPL) в Пасадене (Калифорния), Института исследований космоса с помощью космического телескопа в Балтиморе, а также ряда других учреждений.

Космический аппарат в настоящее время находится в фазе А. Целью данного этапа является разработка архитектуры и требований к миссии, необходимых для выполнения поставленных задач. Запуск телескопа планируется в середине 2020-x годов. После своего старта, телескоп отправится в точку L2, расположенную приблизительно в полутора миллионах километров от Земли.

Работая в точке L2, WFIRST будет использовать несколько методов для изучения тёмной материи и тёмной энергии. Спектроскопический датчик будет измерять точные расстояния и позиции для очень большого числа галактик. Также он будет измерять скорость расширения Вселенной, и проверять общую теорию относительности Эйнштейна.

“WFIRST будет наблюдать за большим числом галактик и скоплений галактик, чтобы обнаружить воздействие тёмной материи и энергии на их формы и распределение во Вселенной. В целом WFIRST будет отслеживать более миллиарда галактик. Он будет наблюдать сверхновые типа Ia, чтобы определить расстояние до них, а также их свойства. Перед взором телескопа предстанут более 2000 сверхновых”, – подчеркнул Хсу.

Но WFIRST будет интересен не только для астрофизиков. Инфракрасный телескоп также сможет продемонстрировать свои возможности при поиске экзопланет. Он будет использовать метод микролинзирования, чтобы расширить наш каталог известных экзопланет, а также сможет непосредственно фотографировать чужие миры используя коронографы.

Космический телескоп WFIRST

Первое чёткое изображение экзопланеты, находящейся в процессе формирования. Планета видна, как яркая точка справа от центра изображения, который закрыт козырьком коронографа, для блокирования света звезды. Авторы и права: ESO / A. Müller et al.

Для выполнения своих научных целей, WFIRST будет оборудован 2,4-метровым телескопом, оснащённым двумя инструментами: Wide-Field Instrument (WFI) и высококонтрастным коронографом (ВКК). Благодаря WFI астрономы смогут изучить тёмную энергию, а использование коронографа позволит обнаружить экзопланеты.

Это будет огромный шаг вперёд по сравнению с существующими инструментами. Наиболее захватывающими будут спектральные наблюдения света от планет, которые позволят изучить свойства их атмосфер, а, возможно, даже и поверхностей.