“Хаббл” обнаружил быстро испаряющийся тёплый Нептун: GJ 3470b

На данной иллюстрации изображено гигантское облако водорода, стекающее с тёплого Нептуна GJ 3470b. Экзопланета теряет водород со скоростью, в 100 раз превышающей ту, которая наблюдалась у других тёплых Нептунов. Авторы и права: NASA / ESA / D. Player, STScI.

Тёплые Нептуны – это экзопланеты с массами и радиусами, подобными таковым у ледяных гигантов в нашей Солнечной системе. В 2015 году астрономы с помощью космического телескопа “Хаббла” (НАСА / ЕКА) обнаружили, что GJ 436b, один из самых тёплых известных на тот момент Нептунов, довольно быстро теряет свою атмосферу. Маловероятно, что этот газовый гигант испарится, но более горячему Нептуну, возможно, не повезло. Недавно астрономы используя телескоп “Хаббла” обнаружили второй очень тёплый Нептун, который был назван GJ 3470b. Эта экзопланета теряет свою атмосферу со скоростью в 100 раз большей, чем GJ 436b. Открытие описано в новой статье в журнале Astronomy & Astrophysics.

Охотники за планетами обнаружили большое количество горячих экзопланет размером с Юпитер. Эти планеты настолько горячие, потому что они вращаются очень близко к своей родительской звезде.

Но так называемые горячие Нептуны, атмосфера которых нагревается до более чем 927 градусов по Цельсию (1700 градусов по Фаренгейту), найти гораздо сложнее. На самом деле, до сих пор обнаружено лишь несколько горячих Нептунов.

Астрономы предполагают, что эти газовые гиганты со временем лишаются своей атмосферы и в конечном итоге становятся меньшими планетами.

Однако достаточно сложно наблюдать за этими экзопланетами поскольку их можно изучать только в ультрафиолетовом свете, что ограничивает исследователей изучением ближайших звёзд, находящихся на расстоянии не более 150 световых лет от Земли и не скрытых межзвёздным материалом.

Теплый Нептун GJ 3470b находится на расстоянии около 96 световых лет и вращается вокруг красной карликовой звезды, лежащей в направлении созвездия Рака (Cancer).

Команда астрономов во главе с доктором Винсентом Буррьем (Vincent Bourrier) из Женевского университета обнаружила, что экзопланета GJ 3470b потеряла значительно большую массу и имела заметно меньшую экзосферу, чем первая изученная экзопланета такого рода GJ 436b.

Более низкая плотность GJ 3470b делает её неспособной к удержанию перегретой атмосферы, кроме того звезда вокруг которой вращается GJ 436b, была на 4-8 миллиардов лет старше звезды вокруг которой вращается GJ 3470b. Младшая звезда более активна и поэтому её излучение сильнее нагревает атмосферу планеты.

По оценкам исследователей, GJ 3470b, возможно, уже потеряла до 35% своей общей массы, а через несколько миллиардов лет вся её атмосфера может испариться после чего останется только скалистое ядро.

Больше информации: https://www.aanda.org/