Частицы пыли Млечного Пути, обнаруженные в галактике на расстоянии 11 миллиардов световых лет от Земли

Спектры послесвечения от GRB 180325A, полученные с помощью ESO/VLT X-shooter. Для сравнения во вставке слева показан спектр для пыли Млечного Пути. Авторы и права: Tayyaba Zafar (AAO) et al.

Международная исследовательская группа во главе с учёными из Института Нильса Бора (NBI) в Копенгагенском университете обнаружила тот же тип межзвёздной пыли, что и в нашем Млечном Пути, в далёкой галактике, находящейся в 11 миллиардах световых лет от Земли. Этот тип пыли редко встречается в других галактиках, и новое открытие играет важную роль в понимании того, что необходимо для её формирования.

Галактики представляют собой сложные структуры, состоящие из отдельных элементов, таких как звёзды, газ, пыль и тёмная материя. Несмотря на то, что пыль представляет собой лишь небольшую часть от общего количества вещества в галактике, она играет важную роль в процессе формирования звёзд и света, идущего от галактики и излучаемого этими звёздами, поскольку зёрна пыли могут поглощать и рассеивать свет. Пылевые частицы также играют решающую роль в формировании планет.

Пыль в галактиках состоит из мелких зёрен углерода, кремния, железа, алюминия и других более тяжёлых элементов. Млечный Путь имеет очень высокое содержание углеродистой пыли, которая, как было показано в предыдущих исследованиях, очень редко встречается в других галактиках. Однако теперь подобный тип пыли обнаружен в нескольких, очень далёких галактиках, которые учёные смогли исследовать благодаря гамма-всплескам. Гамма-всплески являются результатом взрыва массивных звёзд. Взрыв приводит к тому, что погибающие звёзды испускают мощные вспышки света, которые астрономы могут использовать для анализа вещества, из которого состоит галактика. В частности, они могут измерить содержание тех или иных элементов и проанализировать свойства пыли.

Таким образом углеродная пыль аналогичная той, которую мы видим в нашей галактике была обнаружена благодаря гамма-всплеску, который получил название GRB180325A. Результаты исследования были приняты к публикации в журнале Astrophysical Journal Letters. Ведущим автором работы является Тайяба Зафар (Tayyaba Zafar), которая защитила кандидатскую диссертацию в Институте Нильса Бора в Копенгагене. Несколько других исследователей из NBI являются соавторами статьи.

Всплеск GRB180325A был обнаружен Нейлом Гегелем (Neil Gehrel’s) 28 марта 2018 года при помощи космической обсерватории “Свифт”. Дальнейшие наблюдения показали, что звезда взорвалась в галактике с красным смещением равным 2,25, что означает, что свет пролетел примерно 11 миллиардов световых лет. Исследователи сразу же заметили, что пыль, наблюдаемая в Млечном Пути, присутствовала и в этой галактике. Затем команда также наблюдала гамма-всплеск с помощью спектрографа X-shooter на Очень Большом Телескопе в Чили. В целом было получено четыре спектра послесвечения от гамма-всплеска – все с чёткой границей пылевого пика.

Дальнейшие наблюдения позволят учёным провести более систематическое исследование сходств и различий в составе пыли на протяжении всей истории Вселенной и в галактиках с различными свойствами.

Больше информации: http://iopscience.iop.org/