“Чандра” проливает свет на остаток сверхновой Тихо

Это изображение остатка сверхновой Тихо было получено из данных рентгеновской обсерватории “Чандра”. Авторы и права: NASA / CXC / RIKEN / NASA’s Goddard Space Flight Center / T. Sato et al / DSS.

Рентгеновские снимки остатка сверхновой Тихо (SN 1572) показывают картину ярких скоплений и более тёмных полостей. Сравнивая новые данные рентгеновской обсерватории “Чандра” (НАСА) с компьютерным моделированием, астрономы нашли доказательства того, что сам взрыв сверхновой, а не что-то после него, сформировал эту комковатую структуру.

Сверхновая Тихо, также известная как SN 1572 или Новая Тихо, была открыта датским астрономом Тихо Браге в ноябре 1572 года.

Современные астрономы знают, что это была сверхновая типа Ia, появившаяся в результате взрыва белого карлика.

Звёздный взрыв выбросил в космос такие элементы, как кремний и железо, со скоростью более 5000 км/с.

Как и у многих остатков сверхновых, SN Тихо ярко светится в рентгеновском диапазоне, потому что ударные волны, генерируемые взрывом, нагревают остатки белого карлика до миллионов градусов.

Рентгеновские снимки показывают интригующую картину ярких комков и более слабых областей в объекте.

“Что привело к появлению такой формы?” – спросил доктор Тошики Сато.

Сам взрыв вызвал эту комковатость, или это случилось уже после него?

Чтобы подчеркнуть скопления на изображении “Чандры” и трёхмерную природу SN Тихо, команда доктора Сато выбрала два узких диапазона энергий рентгеновского излучения, чтобы разделить материал (кремний, окрашенный в красный цвет), удаляющийся от Земли и движущийся к нам (также кремний, но синего цвета).

Другие цвета на изображении (жёлтый, зелёный, сине-зелёный, оранжевый и фиолетовый) показывают широкий диапазон различных энергий и элементов, а также смесь направлений движения.

Сравнив изображение “Чандры” с двумя разными компьютерными симуляциями, астрономы смогли проверить свои идеи на реальных данных.

Одна из симуляций началась с комковатого обломка от взрыва. Другая – с гладких обломков от взрыва, к которым затем добавлялась комковатость.

Затем был использован статистический анализ с использованием метода, чувствительного к количеству и размеру скоплений и отверстий на изображениях.

Сравнивая результаты “Чандры” и смоделированных изображений, доктор Сато и соавторы обнаружили, что SN Тихо сильно напоминает сценарий, в котором скопления появились в результате самого взрыва.

Их результаты были опубликованы в Astrophysical Journal.

Полное изображение: https://universetoday.ru/