Астрономы нашли остаток древней новой в Мессье 22

Используя спектрограф MUSE, учёные обнаружили останки новой вблизи центра шарового скопления Мессье 22. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble / F. Göttgens, Institute for Astrophysics, University of Göttingen.

Недавно обнаруженная в шаровом скоплении Мессье 22 новая, является катастрофическим событием, произошедшим в двойной звёздной системе, включающей белого карлика. Этот взрыв увеличил общую яркость системы в несколько десятков раз.

Шаровые скопления – это древние объекты, состоящие из тысяч или даже миллионов звёзд, гравитационно связанных в единую структуру шириной примерно 100-200 световых лет.

Они считаются одними из древнейших известных объектов во Вселенной и являются реликтами, оставшимися от первых эпох образования галактик.

Известно, что около 180 таких скоплений вращается вокруг нашей галактики Млечный Путь.

В то время как уже имеется несколько наблюдений за новыми во внегалактических шаровых скоплениях, в галактических шаровых скоплениях было найдено только два таких объекта: T Scorpii в ядре Мессье 80 и новая в Мессье 14.

Недавно обнаруженный остаток новой находятся в Мессье 22 – шаровом скоплении, расположенном в созвездии Стрельца (Sagittarius), на расстоянии около 10 400 световых лет.

Остаток сформировал красную туманность, состоящую из газообразного водорода, а также ряда других газов, диаметр которой примерно в 8000 раз больше расстояния между Землёй и Солнцем.

Несмотря на свои размеры, туманность относительно лёгкая, её масса примерно в 30 раз больше массы Земли.

“Положение и яркость останков соответствуют записям китайских астрономов, которые датированы 48 г. до н.э. Вероятно, они наблюдали именно эту новую”, – сказал учёный Фабиан Геттгенс (Fabian Göttgens), исследователь из Института астрофизики при Геттингенском университете, Германия.

Если это действительно так, то данная новая может стать одним из самых старых подтверждённых внесолнечных событий, зарегистрированных за всю историю человечества.

Результаты исследования будут опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.